«Назад

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в сфере защиты прав потребителей в 2018 году

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в сфере защиты прав потребителей в 2018 году

Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу  сфере защиты прав потребителей в 2018 году проведено 2332 проверки. Выявлено более 8,8 тысяч нарушений законодательства в области защиты прав потребителей.

По результатам проведенных проверок и административных расследований вынесено 5104 постановления о привлечении к административной ответственности на общую сумму более 36 млн. руб.

В Управление на нарушения прав потребителей в  2018 году поступило 25638 обращений, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля заявлений граждан в сфере защиты прав потребителей составила   63% от общего количества обращений, поступивших в Управление.

По телефону «горячей линии»  и в Общественную приемную Управления  за консультациями по вопросам защиты прав потребителей обратилось более 14 тысяч граждан.

В структуре обращений преобладали заявления на нарушения прав потребителей при оказании различных услуг (63%),  в том числе бытового обслуживания населения, в сфере жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, финансовых услуг, медицинских услуг.

Основанием для обращения в сфере услуг являлось несоблюдение сроков исполнения работ (услуг), ненадлежащее качество, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.

Удельный вес обращений на нарушения прав потребителей при продаже товаров, в том числе дистанционным способом  составляет 37%.

В сфере розничной торговли наибольшее количество обращений связано с навязыванием дополнительных услуг при продаже автомобилей, ненадлежащим качеством мебели,  мобильных телефонов и другой сложно-технической продукции.

В результате рассмотрения обращений в 77,9% случаев заявителям даны разъяснения требований законодательства, на рассмотрение по подведомственности направлено 17,5 % обращений, основанием для проведения проверок и административных расследований послужили 4,6% обращений,  из них подтвердилось 99%.

Следует отметить, что снижение количества проверок связано  с внесенными изменениями в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части обязательного соблюдения потребителями претензионного порядка, а также необходимости идентификации при формировании обращения в электронном виде.

Управление продолжает осуществлять судебную защиту прав потребителей: реализуя свои полномочия в качестве государственного органа, Управлением в 2018 году дано 89 заключений по делу в судах в целях защиты прав потребителей.

В целях защиты прав потребителей в суды подано 110 исков в суд, из них - 87 в защиту неопределенного круга лиц, 22 – в защиту конкретного потребителя, 1 в защиту группы потребителей. 

Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по результатам участия Управления составил 99%.  Присуждено денежных средств в пользу потребителей свыше 15,5 млн. руб., из них компенсация морального вреда 408 тыс. руб., за нарушение сроков передачи квартиры,  задержку поставки и некачественное изготовление мебели, отмененные культурно-массовые мероприятия, незаконно взятые комиссии при оказании финансовых услуг (навязанную страховку), некачественно оказанные туристические услуги, навязанные дополнительные услуги при покупке автомобилей.

Управление напоминает: для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).

Данный ресурс включает следующие разделы: «Нормативно – правовые акты», «Информационно – аналитические материалы», «Советы по здоровому питанию», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Справочник потребителя», «Судебная практика», «Новости», «Виртуальная приемная».

На ГИР ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Модуль «Виртуальная приемная» представляет собой площадку для общения потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждый обратившийся имеет возможность задать интересующий его вопрос, выбрав соответствующую категорию (розничная торговля, общественное питание, финансовые услуги, услуги связи и др.), и получить ответ на него. В 2018 году в Виртуальную приемную за консультацией по вопросам защиты прав потребителей обратилось 350 граждан.

Консультирование граждан по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей продолжается в ходе непосредственной работы с обращениями граждан и в рамках постоянно действующей «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу: 8-(812)-712-29-81.  Единого информационного центра: 8-(800)-555-49-43.

За оказанием консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей, оперативным разъяснением законодательства, составлением претензий, исковых заявлений в судебные инстанции жители города могут так же обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» по адресу: Малая Садовая ул., дом 1 (тел. 571-62-00).