Об итогах деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей
Об итогах деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей
В Петербурге сформирована система защиты прав потребителей, в которую входят органы власти субъекта федерации, федеральные органы исполнительной власти, местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Деятельность системы защиты прав потребителей на уровне субъекта координируется Консультативным советом при Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Управлением выработан комплексный подход к выбору форм и методов защиты нарушенных прав потребителей. Реализуется весь спектр полномочий по обеспечению защиты прав потребителей: проверки, административные расследования, меры административного воздействия, судебная и досудебная защита.
Количество контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей по сравнению с прошлым годом увеличилось в 1,3 раза. Управлением проведено 6521 проверка и 1785 административных расследований; количество выявленных нарушений в сфере защиты прав потребителей увеличилось в 2,4 раза и составило 14504 нарушения.
В структуре выявленных нарушений по видам деятельности основную долю составили нарушения в следующих сферах: розничная торговля -56%, бытовое обслуживание -12%, услуги ЖКХ-10%, общественное питание- 6%, туристические услуги – 4%, финансовые - 3%, услуги связи, долевое строительство, медицинские услуги, образовательные - 2%,ремонт автотранспортных средств -1%.
Анализ выявленных нарушений по видам обязательных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам показал, что произошло снижение количества нарушений, связанных с предоставлением необходимой и достоверной информации (ст.8,9,10 Закона о ЗПП) с 45% в 2009 г до 26% в 2011 г., в результате внесения изменений в действующее законодательство, включения в договора полной информации для потребителей и исполнения предприятиями предписаний Управления.
В связи с увеличением количества выявленных правонарушений в сфере защиты прав потребителей усилены меры административного воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допускающим нарушения действующего законодательства. Так, увеличилось в 2011 г количество постановлений о привлечении к административной ответственности до 5491, выданных предписаний - до 3409 и представлений до 2139.
Реализуя свои полномочия в качестве государственного органа, Управление увеличило количество заключений по делу в судах в целях защиты прав потребителей с 94 в 2010 г до 116 в 2011 г.
В защиту неопределенного круга потребителей подано 23 иска, рассмотрено судами 17, из них в пользу Управления удовлетворено 14 исков.
В 2011 г при участии Управления в судах потребителям возвращены денежные средства в размере 2976 тыс. руб.
Высокая результативность проверок Управления, а также эффективная разъяснительная работа позволили увеличить количество возвращенных денежных средств потребителям в досудебном порядке – в 2011 г возвращены денежные средства в сумме 6738,9 тыс.рублей.
Анализ состояния прав потребителей, контрольно-надзорной деятельности Управления и мониторинга обращений граждан показал, что потребители наименее защищены в сфере предоставления услуг ЖКХ, финансовых, туристских, транспортных услуг и долевого строительства.
На протяжении последних лет продолжается рост числа обращений граждан в Управление. В сравнении с 2005 г количество обращений граждан увеличилось в 18 раз, с 624 до 11164 в 2011 г, с 2010 г в 1,7 раза.
Доля заявлений граждан в сфере защиты прав потребителей от общего количества обращений, поступивших в Управление, выросла и составила в 2011 г 62 %, против 56% в 2010 г.