«Назад

Об итогах деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей

 

Об  итогах деятельности  Управления  в  сфере  защиты прав потребителей

В Петербурге сформирована система защиты прав потребителей, в которую входят органы власти субъекта федерации, федеральные органы исполнительной власти, местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Деятельность системы защиты прав потребителей на уровне субъекта  координируется Консультативным советом при Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.

Управлением выработан комплексный подход к выбору форм и методов защиты нарушенных прав потребителей. Реализуется весь спектр полномочий по обеспечению защиты прав потребителей: проверки, административные расследования, меры  административного воздействия, судебная и досудебная защита. 

Количество  контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей  по сравнению с прошлым годом  увеличилось  в 1,3 раза.  Управлением проведено 6521 проверка и 1785 административных расследований; количество выявленных нарушений в сфере защиты прав потребителей  увеличилось в 2,4 раза и составило  14504 нарушения.

В структуре выявленных нарушений по видам деятельности  основную долю составили нарушения в следующих сферах: розничная торговля -56%, бытовое обслуживание -12%, услуги ЖКХ-10%, общественное питание- 6%, туристические услуги – 4%, финансовые - 3%, услуги связи, долевое строительство, медицинские услуги, образовательные  - 2%,ремонт автотранспортных средств -1%.

Анализ выявленных нарушений по видам обязательных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам  показал, что произошло снижение количества нарушений, связанных с предоставлением необходимой и достоверной информации (ст.8,9,10 Закона о ЗПП) с 45% в 2009 г до 26% в 2011 г., в результате внесения изменений в действующее  законодательство, включения в договора полной информации для потребителей и исполнения предприятиями предписаний Управления.

В связи с увеличением количества выявленных правонарушений в сфере защиты прав потребителей  усилены меры административного воздействия к юридическим лицам  и  индивидуальным предпринимателям, допускающим нарушения действующего законодательства. Так, увеличилось в 2011 г количество постановлений о привлечении к административной ответственности до  5491, выданных предписаний  - до 3409  и представлений до 2139.

Реализуя свои полномочия в качестве государственного органа, Управление  увеличило количество  заключений по делу  в  судах в целях  защиты  прав потребителей с 94  в 2010 г до 116 в 2011 г.

В защиту неопределенного круга потребителей подано 23 иска, рассмотрено судами 17, из них в пользу Управления удовлетворено 14 исков.

В 2011 г при участии Управления в судах потребителям возвращены денежные средства в размере  2976  тыс. руб.

Высокая результативность проверок  Управления, а  также  эффективная  разъяснительная работа позволили увеличить  количество возвращенных  денежных  средств  потребителям  в  досудебном  порядке – в 2011 г возвращены денежные средства в сумме 6738,9 тыс.рублей.

Анализ состояния прав потребителей, контрольно-надзорной деятельности Управления и мониторинга обращений граждан показал, что потребители наименее защищены в сфере предоставления услуг ЖКХ,  финансовых, туристских, транспортных услуг и долевого строительства.

На протяжении последних лет  продолжается  рост числа обращений  граждан в Управление. В сравнении с 2005 г количество обращений  граждан  увеличилось в 18 раз, с 624  до 11164 в 2011 г, с 2010 г в 1,7 раза.

Доля заявлений граждан в сфере защиты прав потребителей от общего количества обращений, поступивших в Управление, выросла и составила в 2011 г  62 %, против 56% в 2010 г.