Рекомендации Роспотребнадзора

«Назад

О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования

О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования

Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организаций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа.

Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

_____________________________

СПРАВОЧНО: В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

ВНИМАНИЕ! Изменение банковских реквизитов  для оплаты административных штрафов и государственных пошлин

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №12 от 27.05.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 №3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №11 от 18.05.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 13.04.2020 №7»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №10 от 27.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 №3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 9 от  24.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №  8 от  23.04.2020 «Об организации в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга учета лиц, обратившихся за медицинской помощью, в связи с глобальным распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №  7 от  13.04.2020 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в учреждениях социальной защиты населения в городе Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №6 от  08.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №5 от  05.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление № 4 от 24.03.2020 года «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление № 3 от 23.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в городе Санкт-Петербурге»

Постановление № 2 от 16.03.2020 года «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в городе Санкт-Петербурге»

Постановление № 1 от 17.02.2020 года «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других ОРВИ в период эпидемического подъема 2020 года в Санкт-Петербурге»

Постановление № 1 от 04.02.2019 года «О дополнительных мерах по предотвращению распространения кори в Санкт-Петербурге»

Противодействие коррупции

Государственные услуги

Опросный модуль

План проведения плановых проверок на 2020 год

Таможенный союз
Официальный сайт

Таможенный союз
Санитарные меры

Единый реестр проверок