«Назад

О безопасности базовых сотовых станций

О безопасности базовых сотовых станций

Число передающих радиотехнических объектов на территории населенных пунктов продолжает расти, главным образом, за счет базовых станций сотовой связи (БС), что обусловлено развитием систем мобильной связи, в том числе реконструкцией имеющихся объектов (увеличением числа радиопередатчиков), в целях внедрения систем коммуникаций нового поколения.

Наибольшую часть передающих радиотехнических объектов составляют относительно маломощные объекты - базовые станции, располагающиеся часто в черте жилой застройки и имеющие в связи с этим высокую гигиеническую значимость. Заявители обычно жалуются на негативное воздействие функционирования указанных базовых станций сотовой связи на здоровье населения, отсутствие разрешительных документов на их установку.

Общее число ответов на обращения населения на размещение и эксплуатацию передающих радиотехнических объектов (ПРТО) в 2019 г. увеличилось в 1,5 раза относительно 2016 г. и составило 3058. В ходе рассмотрения данных обращений во всех случаях проводятся замеры электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории и внутри зданий.

Исследованные уровни плотности потока энергии электромагнитных излучений в исследованных точках соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В 2019 году проведено 1737 проверок объектов, использующих электромагнитные поля радиочастотного диапазона. На 357 (21%) из них выявлено нарушение государственных санитарно-эпидемиологических требований.

Основания для установки станции сотовой связи

В соответствии с нормативными документами сначала владелец базовой станции сотовой связи обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию.

Для этого он должен представить заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и проектные материалы (перечень сведений, подлежащих включению в санитарно-­эпидемиологическое заключение). Санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию выдаются на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы.

На этапе экспертизы проектной документации оцениваются только расчетные значения уровней ЭМП, создаваемых базовыми станциями.

При использовании расчетных методов контроля необходимо иметь следующую информацию:

  • Технические характеристики радиопередающего оборудования базовой станции: мощность каждого передатчика, их количество, рабочие частоты (диапазоны частот) по каждому передатчику, тип модуляции, тип и коэффициент усиления по мощности (относительно изотропного излучателя) передающих антенн, мощность на входе каждой антенны; высота установки антенн от поверхности земли и от опорной поверхности (крыши); угол максимума диаграммы и диаграммы направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
  • Продолжительность работы базовой станции на излучение.
  • Ситуационный план, как правило в масштабе 1:500, с указанием мест установки антенн базовой станции, прилегающих к базовой станции зданий и территорий и расчетных границ санитарно-защитной зоны и зоны ограничения хозяйственной деятельности.
  • Результаты расчета распределения уровней ЭМП на прилегающей к базовой станции территории с определением границы санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки.

Обязанность представления этих сведений и материалов лежит на владельце (администрации) объекта станций сотовой связи.

Вторым этапом владелец базовой станции представляет в экспертную организацию помимо проектных материалов и результаты (протоколы) измерений уровней электромагнитных полей на прилегающей территории к базовой станции и внутри зданий.

Инструментальный контроль уровней ЭМП проводится:

  • при вводе в эксплуатацию базовой станции;
  • при переоформлении (продлении) санитарно-эпидемиологических заключений на эксплуатацию объектов радиосвязи;
  • при изменении условий и режима работы базовой станции, влияющих на уровни ЭМП (изменение ориентации антенн, увеличение мощности передатчиков базовых станций и т.д.);
  • при изменении ситуационного плана на территории, прилегающей к базовой станции;
  • при аттестации рабочих мест;
  • после проведения мероприятий по снижению уровней ЭМП;
  • при проведении производственного контроля владельцами базовых станций.

По результатам экспертизы проектных материалов базовых станций выдается санитарно-­эпидемиологическое заключение, что является основанием для установления станции сотовой связи.

В ходе эксплуатации базовых станций сотовой связи уровни ЭМП должны контролироваться владельцами базовых станций сотовой связи в рамках производственного контроля не реже одного раза в 3 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»

Отказать в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения могут по следующим причинам: указаны недостоверные данные, отсутствует регистрация ЕГРЮЛ.

ВАЖНО!

В соответствии с ФЗ от 29.12.2004г. №188-ФЗ «Жилищный кодекс РФ» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, объекты общего имущества в многоквартирном доме (крыша, подвальное помещение и т.д.) могут быть переданы в пользование иным лицам только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

При размещении передающих радиотехнических объектов в непосредственной близости к жилым домам и общественным зданиям, на объектах общего имущества (кровля, тех. подполье) граждане имеют право запретить их установку.

В случае размещения базовых станций сотовой связи без разрешительных документов просим информировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор осуществляет контроль в ходе проведения плановых надзорных мероприятий не чаще, чем 1 раз в 3 года в соответствии требованиями ФЗ от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ.

Штраф за отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на установку и писем по согласованию функционирования, за превышение ЭМИ и шума в жилой застройке, за отступления установки от проектных решений по ст. 6.4 на юридическое лицо составляет от 10000 до 20000 рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток.

ВНИМАНИЕ! Изменение банковских реквизитов  для оплаты административных штрафов и государственных пошлин с 01.01.2021 года

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 1 от 21.02.2024 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 20.12.2023 № 4»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 4 от 20.12.2023 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внебольничных пневмоний в эпидемическом сезоне 2023-2024 годов в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 24.04.2023 «О проведении иммунизации против кори иностранных граждан, прибывших на территорию Санкт-Петербурга для осуществления трудовой деятельности»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 21.03.2023 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 1 от 19.01.2023 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2022 – 20223 года в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 17.10.2022 №5 «Об отмене Постановления Главного государственного врача по городу Санкт-Петербургу от 16.03.2020 №2, от 23.03.2020 №3, от 13.04.2020 №7»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 4 от 04.07.2022 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 16.03.2020 № 2»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 12.04.2022  «О мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 16.02.2022 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 21.01.2022 № 1 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №1 от 21.01.2022 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

 

Противодействие коррупции

Государственные услуги

Опросный модуль

План проведения плановых проверок на 2024 год

Таможенный союз
Официальный сайт

Таможенный союз
Санитарные меры

Единый реестр проверок