«Назад

Объявлена тема Всемирного дня защиты прав потребителей

Объявлена тема Всемирного дня защиты прав потребителей

Consumers International объявил тему Всемирного дня прав потребителей 2022 года — Fair Digital Finance «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).

Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).

Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Вопросы цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта, использования «больших данных» (BigData), проблемы регулирования трансграничных цифровых платформ становятся предметом исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD и FinCoNet.

Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

  • на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

  • на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.

Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.

Достаточно длительным и серьезным является и диалог различных участников рынка и государственных органов о последствиях лавинного роста интереса обычных граждан к инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых инструментов (акции, облигации, доверительное управление и некоторые иные) за счет цифровизации продаж способствовали поиску потребителями потенциально более доходных инструментов инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На развитие этого процесса во многом повлияли банки, которые заинтересованы в расширении продаж финансовых продуктов с целью наращивания комиссионных доходов. Наибольшей популярностью у физических лиц пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета.

Однако «безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным переменам. 

Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.         

Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.

Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

ВНИМАНИЕ! Изменение банковских реквизитов  для оплаты административных штрафов и государственных пошлин с 01.01.2021 года

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 12.04.2022  «О мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 16.02.2022 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 21.01.2022 № 1 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №1 от 21.01.2022 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №  5 от 11.11.2021 «О внесении изменений  в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам гражданам по эпидемическим показаниям»»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 4 от 09.11.2021 «О внесении изменений  в постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам гражданам по эпидемическим показаниям»»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 12.10.2021 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам гражданам по эпидемическим показаниям»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №16 от 18.08.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 16.03.2020 №2»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №15 от 27.07.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №14 от 16.07.2020 «О внесении изменений в Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №13 от 23.06.2020 «О внесении изменений в Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №12 от 27.05.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 №3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №11 от 18.05.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 13.04.2020 №7»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №10 от 27.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 №3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 9 от  24.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №  8 от  23.04.2020 «Об организации в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга учета лиц, обратившихся за медицинской помощью, в связи с глобальным распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №  7 от  13.04.2020 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в учреждениях социальной защиты населения в городе Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №6 от  08.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №5 от  05.04.2020 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление № 4 от 24.03.2020 года «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 23.03.2020 № 3»

Постановление № 3 от 23.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в городе Санкт-Петербурге»

Постановление № 2 от 16.03.2020 года «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в городе Санкт-Петербурге»

Постановление № 1 от 17.02.2020 года «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других ОРВИ в период эпидемического подъема 2020 года в Санкт-Петербурге»

Постановление № 1 от 04.02.2019 года «О дополнительных мерах по предотвращению распространения кори в Санкт-Петербурге»

Противодействие коррупции

Государственные услуги

Опросный модуль

План проведения плановых проверок на 2022 год

План проведения плановых проверок на 2021 год

Таможенный союз
Официальный сайт

Таможенный союз
Санитарные меры

Единый реестр проверок