«Назад

Всемирный день прав потребителей – 15 марта 2024 года

Всемирный день прав потребителей – 15 марта 2024 года

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, девиз 2024 года - «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Управлением осуществляется судебная защита потребителей, в 2023 году дано 171 заключение по делам о защите интересов потребителей, подано 175 исковых заявлений в суд по различным сферам деятельности, в том числе: 101 в защиту конкретных потребителей и 2 в защиту группы потребителей (152 чел. и 98 чел.). Групповые иски являются важным превентивным механизмом для недопущения массовых нарушений имущественных прав потребителей.

Сумма присужденных денежных средств потребителям в 2023 году, по делам с участием Управления составила  28 млн руб.

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, вызывает обеспокоенность последствия его применения для безопасности потребителей.

В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Уже началась работа по повышению прозрачности в сфере искусственного интеллекта. Чтобы гарантировать, что люди станут получателями этой новой технологии, необходимо обеспечить эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах:

1. Создание

Потребители серьезно обеспокоены тем, как создается искусственный интеллект и как интегрируются данные. Многим генеративным моделям искусственного интеллекта необходимы большие наборы данных для обучения. Нам необходимо задаться вопросом, как создаются и поддерживаются модели искусственного интеллекта – и было ли это сделано справедливо по отношению к потребителям с самого начала.

Например, собираются ли данные, используемые для обучения модели искусственного интеллекта, законно и с согласия людей? Этичен ли человеческий труд, который маркирует и классифицирует эти данные? И ответственно ли управляются задействованные экологические ресурсы? Разработчики должны быть прозрачными в отношении того, что потребовалось для создания инструмента, которым будут пользоваться потребители, точно так же, как маркировка продуктов помогает людям понять, что входит в состав их продуктов питания, текстиля или лекарств.

2. Распространение

После того как модель искусственного интеллекта создана, ее необходимо развернуть с учетом интересов потребителя.

Разработка с открытым исходным кодом или с закрытым исходным кодом стала ключевым спором. В случае открытых моделей исходный код приложения открыт для общего использования, тогда как закрытая модель остается частной.

Существуют аргументы в пользу любого подхода, и приятно видеть, что обществу становятся доступны новые инструменты. Но чтобы должным образом защитить потребителей, нам необходимо знать, как повлияет на общество появление модели искусственного интеллекта.

Рассмотрели или раскрыли ли разработчики и пользователи этих продуктов риски, которые они могут представлять? Позволяют ли они внешним сторонам – например, исследователям или правоохранительным органам – независимо проверять эти утверждения? А в случае открытых моделей существуют ли правила относительно того, кто может использовать этот код и что им разрешено с ним делать?

Мы знаем, например, что открытые генеративные модели искусственного интеллекта уже использовались для создания различных образов без согласия. Это потенциально может открыть новую эру дезинформации, а также усилить мошенничество со стороны злоумышленников. Это также может затруднить обнаружение киберобмана: люди могут идентифицировать написанный искусственным интеллектом контент только в половине случаев , как показывают исследования.

Разработчики систем искусственного интеллекта должны признать и сообщить все, что им известно о потенциальном вреде.

3. Ответственность

Нам также необходимо выяснить, существуют ли надежные процедуры для решения возникающих проблем и установлен ли правильный уровень подотчетности и обращения за помощью в промышленности, правительстве и гражданском обществе. Это включает в себя право потребителей на возмещение ущерба, раскрытие запросов правительства на доступ и нарушение прав интеллектуальной собственности.

Другими словами, если система искусственного интеллекта создает проблему для человека, кто виноват – и кто должен ее исправить? Необходимо провести четкие границы подотчетности.

Много было написано о том, что искусственный интеллект и другие технологии могут несправедливо дискриминировать или закреплять предубеждения, но меньше о том, кто должен нести за это ответственность или должны ли быть какие-либо средства правовой защиты для тех, кто пострадал. Должны быть серьезные дебаты о способах обжалования решений, принятых алгоритмами искусственного интеллекта, например, в кредитовании, здравоохранении, страховании или найме.

Мы все осознаем, какую силу имеет ИИ, чтобы изменить нашу жизнь полезным и эффективным способом. Но темпы перемен и отсутствие регулирования требуют активной политики по защите потребителей.

В целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, проведения научных исследований в области искусственного интеллекта, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области разработана Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490.

Настоящей Стратегией определяются цели и основные задачи развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития.

Мы все хотим использовать возможности технологий, и если мы будем делать это ответственно, генеративный искусственный интеллект может иметь широкие преимущества с минимальными недостатками. Без обсуждения и смягчения этих рисков результат может быть совсем другим.

По материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора (https://cgon.rospotrebnadzor.ru/)

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 12.04.2024 «О мерах усиления борьбы с грызунами»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 1 от 21.02.2024 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 20.12.2023 № 4»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 4 от 20.12.2023 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внебольничных пневмоний в эпидемическом сезоне 2023-2024 годов в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 24.04.2023 «О проведении иммунизации против кори иностранных граждан, прибывших на территорию Санкт-Петербурга для осуществления трудовой деятельности»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 21.03.2023 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 1 от 19.01.2023 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 6 от 13.12.2022 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2022 – 20223 года в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 17.10.2022 №5 «Об отмене Постановления Главного государственного врача по городу Санкт-Петербургу от 16.03.2020 №2, от 23.03.2020 №3, от 13.04.2020 №7»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 4 от 04.07.2022 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 16.03.2020 № 2»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 3 от 12.04.2022  «О мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу № 2 от 16.02.2022 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 21.01.2022 № 1 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу №1 от 21.01.2022 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения нового штамма вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» в Санкт-Петербурге»

 

Противодействие коррупции

Государственные услуги

Опросный модуль

План проведения плановых проверок на 2024 год

Таможенный союз
Официальный сайт

Таможенный союз
Санитарные меры

Единый реестр проверок