«Назад

О повышении финансовой грамотности населения в сфере автострахования и защите прав потребителей страховых услуг

О повышении финансовой грамотности населения в сфере автострахования и защите прав потребителей страховых услуг

Вопросы защиты прав и законных интересов граждан в этой сфере  31 января в пресс-центре Санкт-Петербургского регионального информационного агентства ТАСС обсудили представители Национального союза страховых агентов, Российского союза автостраховщиков, Всероссийского общества автомобилистов, Комитета по автострахованию Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Севера-Запада, а также  Управления Роспотребнадзора  по городу Санкт-Петербургу.

Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Марина Урванцева   рассказала о вкладе ведомства  в решение проблемных вопросов, с которыми сталкиваются автолюбители региона, доложила о росте жалоб граждан на финансовые услуги и  озвучила рекомендации потребителям, попавшим в ситуацию, требующую защиты их прав.

К отношениям, возникающим из договоров страхования, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами, а именно: о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17).

По закону «О защите прав потребителей» потребитель имеет право: обратиться в суд по месту жительства и при этом освобождается от госпошлины; требовать взыскания со страховщика суммы убытков, возмещения морального вреда, неустойки, штрафа в размере 50% от суммы, которую присудит суд за неудовлетворение страховщиком в добровольном порядке законных требований потребителя.

В 2017 году в Управление поступило порядка 2 тысяч  обращений по вопросам прав потребителей финансовых услуг, что на 9% больше чем  в предыдущем. Наибольшую долю – 63%, как и в прошедшие годы, занимают обращения, связанные с нарушением прав потребителей банковскими организациями. В то же  время доля обращений на нарушения прав потребителей страховыми организациями уменьшилась с18% в 2016 г. до 15% в 2017 году.

Основными  нарушениями прав потребителей страховых услуг остаются навязывание полиса конкретной страховой компании при оформлении кредита; не предоставление надлежащей информации о стоимости страховой услуги, выдача клиенту неполного комплекта документов, отсутствие в месте продажи полиса доступной информации о том, как можно отказаться от ненужной или навязанной страховой услуги.

Управлением принимаются меры по  пресечению нарушений действующего законодательства: проводятся проверки, возбуждаются дела об административном правонарушении, выдаются предписания об устранении нарушений, осуществляется защита в судах. Так  в судах в 2017 г  дано 27 заключений, рассмотрено и удовлетворено 19 исков, потребителям возвращены денежные средства в размере 2 млн. руб.

В целях реализации права потребителей на просвещение и минимизации рисков Управлением проводятся мероприятия по повышению финансовой грамотности населения. Информирование населения о способах и методах защиты прав потребителей проводится Общественной приемной Управления, на сайте и по каналу   «горячей линии».В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» подготовлена печатная продукция 13 наименований, в том числе памятки, где подробно прописаны действия  потребителя  в том или случае.

Для  реализации права потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИС ЗПП). На данном портале каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей функционирует виртуальная приемная, где можно задать интересующий вопрос по качеству и безопасности товаров, работ и услуг.