Об итогах надзора Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в сфере защиты прав потребителей в 2017 году
Об итогах надзора Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в сфере защиты прав потребителей в 2017 году
В 2017 году в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу проведено 4993 проверок, нарушения действующего законодательства выявлены в 2807 предприятиях (56%).
Вынесено 6459 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 37,48 млн.руб. Судами на основании протоколов Управления вынесено 224 решения о назначении административных наказаний, из них 59 – с конфискацией продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
Реализуя свои полномочия в качестве государственного органа, Управлением дано 92 заключения по делу в судах в целях защиты прав потребителей, подано 143 иска в суд, из них – 123 в защиту неопределенного круга лиц, 20 – в защиту конкретного потребителя.
Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по результатам участия Управления составил 99%. Присуждено денежных средств в пользу потребителей свыше 11 млн.руб., из них компенсация морального вреда порядка 700 тыс.руб., за нарушение сроков передачи квартиры, задержку поставки и некачественное изготовление мебели, установку окон, незаконно взятые комиссии при оказании финансовых услуг (навязанную страховку), некачественно оказанные туристические услуги.
В связи с неоднократными грубыми нарушениями обязательных требований Управлением подано в суд4 заявления о ликвидации юридических лиц и 2 заявления о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, из них – одно удовлетворено, пять находятся на рассмотрении.
В Управление на нарушения прав потребителей поступило 24142 обращения, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года (22596).
Доля заявлений граждан в сфере защиты прав потребителей составила 67% от общего количества обращений, поступивших в Управление.
Большинство обращений по-прежнему связаны с нарушением прав потребителей при продаже товаров (40%), бытового обслуживания населения (10%), финансовых услуг (8%), услуг связи (7%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства (6%).
При этом количество обращений на оказание образовательных услуг увеличилось более чем в 2 раза, на услуги связи в 1,8 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Снизилось число жалоб на деятельность платежных агентов в 2,5 раз, жилищно-коммунальные услуги на 16%.
В сфере розничной торговли наибольшее количество обращений связано с навязыванием дополнительных услуг при продаже автомобилей, ненадлежащим качеством мебели, мобильных телефонов и другой сложно-технической продукции.
Основанием для проведения проверок и административных расследований послужили 1245 обращений (5,3% от числа рассмотренных), из них подтвердилось -1170 обращений (94%). В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по обращениям граждан составлено 1613 протоколов об административных правонарушениях. На рассмотрение по подведомственности направлено 3860 обращений или 16 % от числа поступивших в Управление.
Напоминаем, что согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать основанием для проведения внеплановой проверки, является подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Управление (его территориальный отдел) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Управление является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Такая идентификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
В настоящее время прием обращений граждан в форме электронных сообщений производится путем заполнения специальной формы в разделе «Обращения граждан», размещенной на сайте Управления http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/, где пользователю, предоставляется возможность пройти идентификацию через систему ЕСИА.
Консультирование граждан по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей продолжается в ходе непосредственной работы с обращениями граждан и в рамках постоянно действующей «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу: 8-812-712-29-81.
Кроме того, получить консультации и разъяснения по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг можно на круглосуточной «горячей линии» Роспотребнадзора по телефону: 8- 800-100-29-26.
Управление напоминает: для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).
Данный ресурс включает следующие разделы: «Нормативно – правовые акты», «Информационно – аналитические материалы», «Советы по здоровому питанию», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Справочник потребителя», «Судебная практика», «Новости», «Виртуальная приемная».
На ГИР ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
За оказанием консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей, оперативным разъяснением законодательства, составлением претензий, исковых заявлений в судебные инстанции жители города могут так же обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» по адресу: Малая Садовая ул., дом 1 (тел. 571-62-00).