«Назад

О профилактике близорукости у детей

О профилактике близорукости у детей
 
Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. В России на сегодняшний день близорукость имеется у 25-30% учащихся.
 
Близорукость - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.
 
Наиболее распространённая причина – увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью.
 
Более редкий вариант – когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно (и, как следствие, они сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удалённых предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.
 
Человек вблизи видит хорошо, а вдали плохо, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.
 
Как правило, она проявляется с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и с 12 до 14 лет в переходном возрасте.
 
Основными факторами в развитии близорукости являются:
низкая освещенность в школе и дома при зрительной работе;
низкое качество печатных изданий;
несоответствие школьной мебели росту ребенка;
неправильная осанка во время занятий;
нерациональный режим дня ребенка;
отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
нерегулярные занятия физкультурой;
избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.
 
На профилактику нарушений зрения особо направлено соблюдение требований к освещенности в учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах школьника должна составлять 300 люкс.
 
Высокий уровень освещенности необходимо соблюдать и в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании. Помимо общей освещенности необходима локальная освещенность тетради, книги при помощи настольной лампы с абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света обязательно должен находиться спереди и слева (для леворуких детей справа).
 
Не менее важным фактором профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта.
 
Детей с пониженной остротой зрения рассаживают на ближние к классной доске парты, находящиеся у окна. Учащимся с коррегированной остротой зрения можно сидеть за 2-3 партой.
 
Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки.
 
Между занятиями рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости – каждые 30 мин, средней и высокой – 10–15 мин.
 
Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Для восстановления работоспособности, в том числе снятия зрительного утомления, должен быть организован отдых длительностью не менее 2 часов с максимальным пребыванием на свежем воздухе.