Надзор за непищевой продукцией Надзор за непищевой продукцией

«Назад

О сроках годности пищевых продуктов

О сроках годности пищевых продуктов

Оборот пищевых продуктов в России определяется целым рядом нормативных документов, обеспечивающих безопасность и качество.

Согласно п. 2, ст.3 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»:

  1. В обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

  2. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

  • не соответствуют требованиям нормативных документов;

  • имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

  • не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

  • не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

  • не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации. (утилизируются или уничтожаются).

Приобретая пищевые продукты, мы внимательно смотрим на дату изготовления и сроки годности, указанные на упаковке, ищем более свежие продукты и полуфабрикаты.

Так что же это такое - срок годности?

Определение даётся в ст. 472 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в СанПиН 2.3.2.1324-2003 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

Суть определений одна:

  • срок годности – это установленный правовыми актами период времени, по истечении которого потребляемый товар считается непригодным для использования и не должен быть реализован.

Он устанавливается, как правило на быстро портящиеся товары (пищевые продукты, парфюмерия, медикаменты и т.д.).

Однако, эти сведения на пищевые продукты могут не совпадать с реальным качеством продукта. Поэтому стоит оценивать и реальное качество продукта по его внешнему виду, запаху.

По мнению производителей, указанный срок годности должен стимулировать покупателей к приобретению свежих продуктов, тем самым увеличивая прибыль.

В то же время, большой срок годности позволяет избегать возврата нереализованной в торговой сети продукции.

Новые технологии, внедрение новых видов упаковки (высокобарьерные полимерные плёнки, упаковка под вакуумом и т.д.), использование в рецептурах стабилизаторов (комплексных стабилизационных систем) подталкивает производителя к увеличению сроков годности своей продукции.

Поэтому производитель обязан провести комплексные лабораторные исследования, результаты которых должны свидетельствовать о сохранении качества и безопасности пищевых продуктов, включая органолептические свойства (вкус, аромат, содержание жиров, белков, углеводов), содержание микроорганизмов и показатели, определяющие его окислительную порчу, а также пищевую ценность в течение всего предполагаемого срока годности.

По материалам сайта «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» (https://здоровое-питание.рф)