Надзор за непищевой продукцией Надзор за непищевой продукцией

«Назад

О Всемирном дне безопасности пищевых продуктов

О Всемирном дне безопасности пищевых продуктов

7 июня отмечается Всемирный день безопасности пищевых продуктов. На своей 39-й сессии в 2016 году Комиссия «Кодекс Алиментариус» приняла единогласное решение поддержать предложение о провозглашении Всемирного дня безопасности пищевых продуктов в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) на постоянной основе.

В этом году Всемирный день безопасности пищевых продуктов проходит под девизом «Безопасность пищевых продуктов — дело каждого».

Безопасные продукты питания имеют большое значение для здоровья и благополучия человека. Только когда еда безопасна, можно в полной мере использовать содержащиеся в ней питательные вещества и получить все социальные и психологические преимущества совместных приемов пищи. Безопасное продовольствие – одна из самых важных гарантий хорошего здоровья.

Небезопасные пищевые продукты являются причиной многих болезней, приводят к отставанию в росте и развитии, дефициту питательных микроэлементов, психическим расстройствам. Ежегодно каждый десятый житель планеты страдает от болезней пищевого происхождения. Большинство таких болезней можно предотвратить.

Важно помнить, что правильное выстраивание продовольственной системы и логистических цепочек помогает предотвратить попадание в пищу инфекционных и токсичных агентов, патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов и паразитов), остатков химических веществ, биотоксинов и других ядовитых или опасных веществ.

Именно безопасность пищевых продуктов обеспечивает устойчивость продовольственных систем и позволяет достигать целей в области устойчивого развития.

Системные изменения, направленные на улучшение здоровья населения, помогут сделать пищевые продукты более безопасными, что будет способствовать развитию человеческого потенциала в долгосрочной перспективе и предпосылкой для достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР).

Безопасность пищевых продуктов в период пандемии COVID-19

Несмотря на то, что вирус COVID-19 не передается через продукты, пандемия привлекла внимание к ряду вопросов в области безопасности продовольствия. В их числе – гигиена, устойчивость к противомикробным препаратам, зоонозные заболевания, изменение климата, фальсификация пищевых продуктов и потенциальные преимущества цифровизации продовольственных систем. Пандемия также выявила уязвимые места в системах производства и контроля качества пищевых продуктов.

Важно помнить, что все, кто производит, обрабатывает, перевозит, реализует, продает, готовит и потребляет пищевые продукты, являются участниками цепочки продовольственного снабжения. К сожалению, на каждом из этапов существует риск заражения пищевых продуктов, и ответственность за их безопасность несет каждый участник цепочки.

Риск-ориентированный подход к продовольственной безопасности и соблюдение требований к безопасности пищевых продуктов, дает возможность сохранить открытыми глобальные цепочки продовольственного снабжения и обеспечить потребителям доступ к продуктам питания. Объедение усилий в сфере безопасности пищевых продуктов может смягчить социально-экономические последствия пандемии, а в долгосрочной перспективе — укрепить стабильность за счет упрощения и ускорения торговли продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией, снижения риска новой пандемии зоонозных заболеваний и преобразования продовольственных систем.

В 2021 году на территории Российской Федерации органами и организациями Роспотребнадзора отобрано и исследовано более 1,849 млн проб отечественной и импортной пищевой продукции.

За период с 2012 по 2021 год произошло снижение доли проб пищевой продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям как по санитарно-химическим (с 2,77 % в 2012 г. до 0,34 % в 2021 г.), так и по микробиологическим (с 4,75 % в 2012 г. до 3,26 % в 2021 г.) показателям. Доля проб отечественной продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, снизилась с 2,8 % в 2012 году до 0,34 % в 2021 году.

Удельный вес проб пищевой продукции, не отвечающих в 2021 г. гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям выше среднего показателя (0,34 %) установлен в следующих группах пищевой продукции:

- «плодовоовощная продукция» – 0,84 %, за счет установления превышений содержания нитратов в бахчевых культурах (4,44 %), 5-оксиметилфурфурола в меде и продуктах пчеловодства (4,41 %); нитратов в овощах (1 %), пестицидов в овощах (0,19 %);

- «консервы», за счет превышений нитратов в консервах овощных (2,95 %), в том числе импортируемых (2,82 %).

Приоритетными контаминантами по доле проб, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, остаются нитраты. Так, удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию нитратов в 2021 году составил 1,0 %.

Несоответствие проб пищевой продукции гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям от числа проведенных исследований в 2021 году составило 3,26 % (импортируемой - 1,99 %). Из них в группах:

– «рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них» -        4,7 %;

– «птица, яйца и продукты их переработки» - 3,92 %;

– «мясо и мясные продукты» - 3,8 %;

– «кондитерские изделия» - 3,44 %, за счет кремовых изделий (6,99 %);

– «кулинарные изделия» - 3,47%, за счет кулинарных изделий, выработанных по нетрадиционной технологии (16,37%), кулинарных изделий цехов и предприятий общественного питания, реализующих свою продукцию через торговую сеть (4,45%);

– «консервы» - 2,45%, за счет консервов рыбных (7,25 %) в том числе пресервов (12,11%).

Из импортируемой продукции высокий удельный вес несоответствующей продукции по микробиологическим показателям установлен в группе «консервы» - 3,4%, за счет консервов рыбных (13,0%), в том числе пресервов (15,0%).

Удельный вес проб продукции, не соответствующих установленным требованиям по физико-химическим показателям в 2021 году составил 3,11%.

За период с 2012 года число заболеваний, ассоциированных с небезопасной продукцией, сократилось более чем на 30,5%. Положительные тенденции связаны, в том числе, с переходом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на риск-ориентированную модель надзора, в рамках которой продукция, формирующая наибольшие риски подлежит более частому и глубокому контролю.

Ситуация по безопасности пищевых продуктов остается на строгом контроле Роспотребнадзора.