О реализации риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности в 1 полугодии 2017 года
О реализации риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности в 1 полугодии 2017 года
Для обеспечения эффективности деятельности, направленной на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и ситуации на потребительском рынке Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу применяются технологии оценки и управления рисками для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, которые объединяют комплекс административных, социальных, экономических, технологических, информационных мер и действий.
Одной из основных технологий Роспотребнадзора в общей системе управления риском для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, направленных на решение приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, являются контрольно-надзорные мероприятия. Эффективность этой технологии зависит от правильного выбора приоритетных объектов надзора, которые формируют основные проблемы в санитарно-эпидемиологической обстановке и на потребительском рынке.
В реестре Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу 25 132 субъектов права и 45 656 объектов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).
В Санкт-Петербурге в течении последних лет реализуются принципы выбора объектов приоритетного надзора при планировании надзорной деятельности, которые в настоящее время заложены в основу риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности.
С вступлением в 2016 году в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в целях реализации риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Управлением определены классы опасности для всех поднадзорных объектов.
В связи с оптимизацией контрольно-надзорной деятельности в рамках государственной политики снижения давления на бизнес в последние годы наблюдается тенденция к снижению количества плановых проверок с 3 178 в 2009 году до 1 686 – в 2017 году, т.е. в 2 раза.
При формировании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год в план включены только приоритетные субъекты и объекты с учетом их классификации по потенциальному риску причинения вреда здоровью и имуществу потребителей (ст.8.1. Федерального закона № 294-ФЗ).
Объекты надзора низкой категории риска в плане отсутствуют.
Структура плана проверок на 2017 год по видам деятельности следующая:
· 22,6% проверок – это проверки хозяйствующих субъектов в сфере образования,
· 28% - коммунальные и социальные объекты,
· 15,3% - проверки ЮЛ, ИП в сфере здравоохранения,
· 5,8% - промышленные предприятия.
Должностными лицами Управления за отчетный период проведено 3 077 проверки, что на 15 ,6% меньше, чем за аналогичный период 2016 года (3 558).
Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, незначительно снизился по сравнению с прошлым годом - на 0,9% и составил 66,6% (за 6 мес. 2016 г. – 67,7%). При этом количество выявленных нарушений увеличилось на 6,1% с 14 667 за 6 мес. 2016 года до 15 567 нарушений за 6 мес. 2017 года.
Реализация риск-ориентированного подхода к организации надзорной деятельности позволила организовать проверки в отношении объектов с наибольшими рисками для здоровья населения и риска причинения вреда имуществу потребителей: количество выявленных нарушений на 1 проверку с нарушениями увеличилось на 1,1% и составило 7,6 (за 6 мес. 2016г. – 6,1).
В 1 полугодии 2017 года за выявленные правонарушения должностными лицами Управления и судами наложено 6 747 штрафов на сумму 53,7 млн. руб.
Вынесено 1 214 предупреждений, что в 2,4 раза больше аналогичного периода 2016г. (за 6 мес. 2016 года – 544 предупреждения). Увеличение удельного веса предупреждений связано с применением ст.4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».
Вынесено 2 652 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, что в 1,3 раза больше аналогичного периода 2016г. (за 6 мес. 2016 года – 2 127 представлений).
Количество внеплановых проверок сократилось за счет снижения внеплановых проверок по обращениям граждан на нарушения прав потребителей, в связи с введением претензионного порядка их рассмотрения.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок Управлением в 1 полугодии 2017 года, составило 9 137 (1 полугодие 2016 – 8 495)
и судом по материалам Управления – 254 (1 полугодие 2016 - 205), в том числе по видам наказаний:
¾ административное приостановление деятельности – 37 (28),
¾ предупреждение – 1 457, что в 2 раза выше, чем в 1 полугодии 2016 года – 702;
¾ конфискация предмета административного правонарушения – 20 (17);
¾ административный штраф – 7876 (7953), в том числе по субъектам административной ответственности:
· на должностное лицо – 5162 (5207);
· на индивидуального предпринимателя- 346 (386);
· на юридическое лицо - 2191 (2245);
Штрафы на юридические лица составляют 27,8% (1 полугодие 2016 год – 28,2%) от штрафов, наложенных по результатам проверок.
Общая сумма наложенных штрафов составила 70 548,3 тыс. рублей (1 кв.2016 год – 65 322,2 тыс. рублей).
Задействовано 57 составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из 96 возложенных на органы Роспотребнадзора.