«Назад

Об оплате стоимости СИЗ в ГУП «Петербургский метрополитен

Об оплате стоимости СИЗ в ГУП «Петербургский метрополитен

Гражданин М. обратился в Ленинский районный суд города Санкт- Петербурга к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» об обязании ответчика вплоть до отмены ограничительных санитарно- противоэпидемических мероприятий по противодействию распространению в городе Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обеспечивать при входе в метрополитен его (истца) и иных окружающих его в течение всей поездки пассажиров одноразовыми гигиеническими масками на каждую поездку из расчета: одна маска на человека без взимания дополнительной платы.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что ответчик вынуждает его самостоятельно и за свой счет обеспечивать использование средств защиты органов дыхания при использовании метрополитена в передвижениях по городу Санкт-Петербургу.

Гражданин М. утверждал, что ответчик для достижения уставных целей в своей деятельности должен осуществлять в установленном законодательством порядке не только перевозку пассажиров эскалаторами и электропоездами, но и материально-техническое обеспечение своей хозяйственной деятельности, а так же при оказании истцу, в числе иных пассажиров, услуги по перевозке метрополитеном, обязан соблюдать его право как потребителя на безопасность указанной услуги для здоровья. В том числе ответчик должен предпринимать в составе своей деятельности эффективные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний без возложения, в частности на него (истца) как на потребителя какой-либо дополнительной имущественной обязанности (помимо оплаты самой услуги по перевозке и провозу ручной клади или провоза ручной клади сверх установленных норм), без обусловливания получаемой им (истцом) услуги по перевозке метрополитеном приобретением иных товаров.

По мнению Гражданина М., не исполняя свою обязанность, вытекающую из требований действующего законодательства РФ, ответчик не только подвергает риску его (истца) здоровье, но и вынуждает его совершать дополнительные, не предусмотренные законодательством, расходы на маски.

Суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца ввиду следующего.

 

13 марта 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт- Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее Постановление от 13.03.2020 № 121), которым, в том числе, постановлено ввести на территории Санкт-Петербурга режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1).

09 мая 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 276 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», которым в Постановление от 13.03.2020 N 121 внесен ряд изменений, в том числе пунктом 1.8 постановлено дополнить Постановление от 13.03.2020 N 121 несколькими пунктами, включая пункт 2-20 следующего содержания:

«2-20. С 12.05.2020 по 31.05.2020 обязать граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты».

Понятие «средств индивидуальной защиты», используемое в нормативном правовом акте, раскрыто в пункте 1.5 Постановления от 09.05.2020 N 276, которым пункт 2-5.3 Постановления от 13.03.2020 N 121, касающийся требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, изложен в следующей редакции: «Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее - средства индивидуальной защиты, СИЗ), за исключением - случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц».

11.11.2020 Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 004 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121» в Постановление от 13.03.2020 N 121 внесен ряд изменений, в том числе продлен срок ношения СИЗ.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира от станции отправления до станции назначения внеуличного транспорта с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании подвижного состава внеуличного ране транспорта и объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, а пассажир обязуется оплатить перевозку или перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм. При этом перевозчик обязан предоставить услуги по перевозке пассажиров внеуличным транспортом в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания и по установленным тарифам (пункт 1 части 2 статьи 14), а пассажир обязан: оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади и провоз ручной клади сверх установленных норм (пункты 1, 2 части 3 статьи 15).

В силу пункта 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров Санкт-Петербургским метрополитеном является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В свою очередь, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац четвертый пункта 1 статьи 2). К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).

В соответствии с абзацами третьим и четвертым статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны, в том числе разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10).

ГУП «Петербургский метрополитен» является государственным унитарным предприятием. В соответствии со ст. 49, ст. 50 ГК РФ, ст. 3 Закона oт 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предприятие имеет специальную правоспособность, согласно которой его права и обязанности ограничиваются предметом и целями деятельности, указанными в уставе предприятия.

Основным видом деятельности метрополитена является перевозка пассажиров. Обязанность обеспечивать пассажиров, заключающих договор перевозки, средствами индивидуальной защиты Уставом не предусмотрена.

Из буквального прочтения норм, содержащихся в п. 2-20 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 следует, что обязанность по использованию средств индивидуальной защиты возложена на граждан безотносительно от источника предоставления этих средств.

Кроме того, пунктом 2-5.3 постановления Правительства Санкт- Петербурга от 13.03.2020 N 121 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 23.06.2020) «О защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанность организаций предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам, находящимся на их территории и не являющихся работниками организаций, не установлена.

Таким образом, Решением Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требованиях М. к СПб ГУП Петербургский метрополитен» о защите прав потребителя отказано.

Не согласившись с решением суда, гражданин М. подал апелляционную жалобу, однако суд апелляционной инстанции оставил жалобу М. без удовлетворения.