«Назад

О рисках, связанных с дистанционной торговлей

О рисках, связанных с дистанционной торговлей

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и совершать покупки  с помощью интернет-торговли давно стало привычным делом. Именно таким способом, по прогнозам аналитиков, в 2015 году будет осуществляться  уже четверть всех розничных продаж. Удобно, эффективно, однако не всегда безопасно для потребителя, который очень часто подвергается обману со стороны недобросовестных продавцов. Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу фиксирует рост нарушений в дистанционной торговле и призывает граждан быть предельно осторожными и предусмотрительными,  приобретая  товар через интернет.

С начала этого года в Управление  поступило в полтора  раза больше заявлений на дистанционную торговлю, чем за аналогичный период 2013 г. Только за последние 11 месяцев специалистами Управления рассмотрено  более 500 таких обращений.

Жалобы поступают чаще  всего на игнорирование заказа, ложную информацию о наличии товара на складе,  увеличение цены товара при подтверждении заказа, некомплектность товара, задержку его доставки, доставку в неоговоренное время и передачу другим лицам, доставку не того товара и отказ в приеме товара и  возврате денежных средств. Но всего этого можно избежать, если каждый из интернет-пользователей подготовится к этой процедуре и тем самым обезопасит себя  от неприятных последствий.

Необходимо знать про некоторые  особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли. Согласно правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства №612 от 27.09.2007  дистанционная продажа товаров осуществляется по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара. Нет договора – нет подтвержденных отношений с юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем.

Интернет-мошенники действуют двумя путями – создают поддельные сайты с предложениями или просто не выполняют оплаченных заказов. Так что начинать подготовку к покупке нужно с получения  сведений о продавце –  должен быть адрес, фирменное наименование, наличие уполномоченного лица на принятие претензий от покупателей. Если в сведениях о продавце указаны только контактные телефоны или номер абонентского ящика, то стоит воздержаться от покупки. Необходимо обратить особое внимание на место нахождение организации, проверить регистрационный номер о создании юридического лица в Едином регистрационном реестре или данные о государственной регистрации физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя. Не сделав этого, впоследствие спрашивать будет не с кого.

Если договор, заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан доставить  товар  в место, указанное в договоре, а если место договором не определено, то в место его жительства.

В ходе ознакомления с товаром, не забудьте потребовать сопроводительные документы. При доставке товара покупателю должна быть предоставлена письменная  информация: о порядке  и  сроках  возврата товара, о наименовании технического регламента, основных потребительских свойствах, цене в рублях,  гарантийном сроке, правилах и условиях безопасного использования товаров, сроке службы или сроке годности, месте нахождения, фирменном наименовании продавца .

В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, к нему применяются положения ст.18Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1).

Потребитель вправе отказаться от товара в течение 7 дней после его получения, а если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара (статья 26.1. Закона № 2300-1).