«Назад

О применении риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соблюдении законодательных ограничений для проведения проверок субъектов малого предпринимательства

О применении риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соблюдении законодательных ограничений для проведения проверок субъектов малого предпринимательства

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу применяется риск-ориентированный подход при организации государственного надзора.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска.

Отнесение к определенной категории риска осуществляется с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований:

- показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможногонесоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, включающего в себя показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности и показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта;

- показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельности которых и (или) используемым ими производственным объектам определены категории риска, плановые проверки с целью осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся со следующей периодичностью:

  • чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году;
  • высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;
  • значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;
  • средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года;
  • умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;
  • низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.

Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:

  • вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
  • численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги);
  • количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства за 3 года;
  • наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
  • связь объекта с заболеваемостью населения;
  • наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов.

Применение единого порядка классификации объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью является основой планирования проверок хозяйствующих субъектов на соблюдение ими требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Так, на надзоре Управления стоит 457377 объектов, в соответствии с Правилами отнесения деятельности ЮЛ и ИП и используемых ими производственных объектов, утвержденными постановлением № 806 объекты распределены по следующим категориям риска (классам опасности): 

  • категория чрезвычайно высокого риска (1 класс опасности)  - 1082 объектов (2,4%);
  • категория высокого риска (2 класс) - 5493 объектов (12,1%);
  • категория значительного риска  (3 класс) - 13174 объектов (29,0%);
  • категория среднего риска (4 класс) – 17620 объектов (38,8%);
  • категория умеренного риска (5 класс) - 7015 объектов (15,5%);
  • категория низкого риска (6 класс) - 993 объектов (2,2%).

Одним из важных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу является установление взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей с общественными объединениями потребителей и координация этой деятельности.

Управлением и его территориальными отделами активно ведется взаимодействие с общественными объединениями в формах проведения совместных мероприятий: консультаций граждан, проведения «Дней открытых дверей», публичных обсуждений правоприменительной практики, чтений лекций, проведения семинаров.