«Назад

О контрафактной продукции

О контрафактной продукции

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Т. (далее –ИП) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

В результате проведенного таможенного осмотра помещений и территорий торгового помещения, деятельность в котором на основании договора субаренды нежилых помещений осуществляет ИП, установлено нахождение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименование местонахождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. В соответствии с протоколом опроса свидетеля - директора компании, представляющего интересы компании-правообладателя на территории РФ, следует, что указанный товар «электроинструмент» обладает внешними признаками контрафактности.

Установлено, что ни компания-правообладатель, ни компания представляющая интересы правообладателя не находится в каких-либо договорных отношениях с ИП.

Предпринимателю не предоставлялись какие-либо права на использование товарных знаков. Продукция, находящаяся в помещении, занимаемом ИП, обладает признаками контрафактности, указанными выше. Товаросопроводительные документы на вышеуказанную продукцию, в том числе, подтверждающие её качество и безопасность, на момент проведения осмотра ИП не предоставлены.

С целью определения размера ущерба, причиненного правообладателю товарного знака компании-правообладателя и подтверждения контрафактности продукции, была назначена экспертиза.

Согласно заключению эксперта, в арестованной продукции неправомерно использованы зарегистрированные товарные знаки, принадлежащие правообладателю, арестованная продукции не производилась на заводах правообладателя и обладает признаками контрафактности, правообладатель не отчуждала и не передавала право на использование товарных знаков и промышленных образцов, а также не заключал договоров на их использование с ИП.

В силу пункта 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481). Как указано в пункте 1 статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Согласно статье 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 приведенной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 1484 ГК РФ).

Пунктом 3 статьи 1484 ГК РФ определено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Из логического толкования вышеприведенных норм следует, что использование в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака может осуществляться только с разрешения правообладателя или уполномоченного им лица. Предложение к продаже, продажа, хранение и иное введение в гражданский оборот (в том числе ввоз на территорию Российской Федерации) товаров с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением, используемых без разрешения его владельца, является нарушением права на товарный знак.

Таким образом суд решил привлечь ИП к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.