Вопросы и ответы 


Уважаемые  потребители!

Для  получения  ответов на  интересующие  Вас вопросы в сфере оказания  финансовых  услуг Вы можете направить свое обращение на электронный  адрес  Управления: uprav@78rospotrebnadzor.ru

Ответы будут размещены на странице сайта в разделе защиты прав потребителей «Вопросы и ответы».

«Назад

О Международном дне отказа от покупок

О Международном дне отказа от покупок

Международная акция «День без покупок» или «День отказа от покупок» в 2021 году отмечается 26 ноября. Всемирный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) отмечается одновременно с «Черной пятницей» и началом рождественских распродаж. В этот день магазины получают от 20% до 50% своей годовой выручки, а в массовых давках в самых крупных торговых центрах ежегодно гибнут люди. Не без доли сарказма эту пятницу ноября называют «Черной пятницей» (Black Friday).

Основной целью «Дня без покупок» является желание открыть людям глаза на прекрасный мир вокруг нас, в котором огромное количество ценного и интересного. Донести до каждого, что жизнь нам даётся вовсе не для того, чтобы бегать по магазинам и скупать кучу товаров. Условия проводимой акции — на 24 часа отказаться от любых покупок. По мнению организаторов это станет первым шагом к отказу от приобретения ненужных вещей ради процесса осознанного, рационального потребления.

Осознанное потребление — удовлетворять свои истинные потребности, обращать внимание при покупке на составы, задумываться о том, какой урон тот или иной продукт наносит планете, вашему здоровью и работникам производств, а также как это можно компенсировать. Чем больше человек обращает внимание на свои истинные потребности, тем более осознанным становится его потребление.

Чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция. Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок.

Управление Роспотребнадзора городу Санкт-Петербургу в дни проведения акций  и распродаж «Черная пятница»   призывает потребителей максимально обдуманно относиться к своим покупкам и задуматься о необходимости приобретения товаров до их оплаты.

На что следует обращать внимание!

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Перечень включает и такие  группы товаров, как изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные; изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные камни; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года; парфюмерно-косметические товары; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; непериодические издания и другие товары.

Порядок возврата некачественного товара.

Возврат товара ненадлежащего качества предусмотрен статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1): потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на аналогичный товар или на другой товар с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15-ти дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;

  • нарушение сроков устранения недостатков товара;

  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования продавцу (изготовителю) или уполномоченной ими организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру. При этом право выбора - к кому именно предъявлять претензии, принадлежит потребителю.

Сроки удовлетворения требований потребителя.

Согласно ст. 20 Закона № 2300-1 требование о безвозмездном устранении недостатков в товаре должно быть удовлетворено незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Если Вы потребовали устранения недостатков в товаре, то гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня Вашего обращения с этим требованием до дня выдачи товара из ремонта .

Важно! Сохраняйте документы (квитанции, акты), подтверждающие сроки проведения ремонта!

Требование о возмещении расходов на устранение недостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о соразмерном уменьшении цены товара должно быть удовлетворено в течение 10-ти дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона № 2300-1).

Требование о замене товара с недостатком должно быть удовлетворено в течение 7-ми дней со дня предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение 20-ти дней со дня предъявления требования. Если на день Вашего требования отсутствует нужный для замены товар, то Ваше требование должно быть удовлетворено в течение 1 месяца со дня предъявления требования (ст. 21 Закона № 2300-1).

Справочно:

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

За нарушение указанных сроков удовлетворения требований потребителя продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона № 2300-1).

Действия потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре

В этом случае необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца товара (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), изложив в ней суть проблемы и четко сформулировав одно из вышеперечисленных требований.

Претензия составляется в 2-х экземплярах. Порядок вручения претензии: один экземпляр вручается руководителю или другому ответственному лицу предприятия под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остаётся у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Предъявление письменной претензии позволит избежать последующих споров о дате обращения по поводу выявленного недостатка, а также о том, какое требование предъявлялось потребителем (например, Вы просили возврат денег, а не гарантийный ремонт).

Обязанности  продавца при получении претензии о недостатке товара

В соответствии с пунктом 5  ст. 18 Закона № 2300-1  Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем уведомляет продавца в письменном виде).

Результатом проверки качества товара является документ (акт, заключение и др.), в котором фиксируется наличие или отсутствие недостатка, причины возникновения недостатка (например: производственный дефект либо нарушение потребителем правил использования товара).

В случае спора о причинах возникновения недостатка товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны провести экспертизу товара за свой счет (в период гарантийного срока). Экспертиза проводится независимой (сторонней) экспертной организацией. По результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу письменно). Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) должны удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение. В случае несогласия с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Проверка качества (диагностика), а также экспертиза товара должны быть произведены продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в пределах сроков, установленных статьями 20, 21, 22 Закона № 2300-1 для удовлетворения предъявленных требований. Каких-либо отдельных сроков проведения проверки качества товара (диагностики) и экспертизы Законом № 2300-1 не предусмотрено.

В случае неудовлетворения заявленных требований, Вы вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд. В соответствии со ст. 17 Закона РФ № 2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд по своему месту жительства или пребывания, по месту нахождения организации либо по месту заключения или исполнения договора.

Письменные претензии можно направить в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу: