Вопросы и ответы

 

 

1.Кто может быть заявителем, на получение свидетельства о государственной регистрации таможенного союза?

 

Заявителем может быть:

 

для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории таможенного союза - изготовитель (производитель) подконтрольного товара;

для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза - изготовитель (производитель), поставщик (импортер) подконтрольного товара

Какая продукция подлежит государственной регистрации на таможенной территории таможенного союза?

 

2.На таможенной территории таможенного союза государственной регистрации подлежат:

1. Специализированная пищевая продукция:

пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;

пищевая продукция для диетического лечебного и диетического, профилактического питания;

минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;

пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;

биологически активные добавки к пище (БАД)

2. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)

3. Товары бытовой химии.

4. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

5. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

6. Предметы личной гигиены для взрослых.

7.  Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств)).

Ввоз и обращение товаров указанных в пунктах 1 - 7 настоящего раздела осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.

3. Какие документы будут выдаваться на продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации на территории таможенного союза?

На такую продукцию будут оформляться документы, подтверждающие соответствие: преимущественно - декларации о соответствии, оформляемые с привлечением третьей стороны.

4. На какую продукцию, независимо от того, включена она или нет в перечень продукции (подконтрольных товаров), на которую выдаются свидетельства о государственной регистрации, с 1 июля 2010 г. не требуется представления свидетельства о государственной регистрации?

Независимо от присвоения кода ТН ВЭД в соответствии с Переченем товаров, подлежащих государственной регистрации, не будет требоваться представление свидетельства о государственной регистрации на следующую продукцию (раздел III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза):

§   образцы продукции, предназначенные исключительно для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельств о государственной регистрации;

§   товары, предназначенные исключительно для использования в качестве лабораторных реактивов, лабораторная посуда, (за исключением радиационно-опасных и содержащих нативный инфекционный материал);

§   пищевое сырье (яйцо куриное, гусиное и пр.), используемоеисключительно для приготовления питательных сред;

§   продукция, произведенная на территории таможенного союза по заказам и нормативно-технической документации зарубежных фирм и предназначенная исключительно для реализации за ее пределами;

§   выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования на таможенной территории таможенного союза;

§   продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли;

§   коллекции, созданные учащимися и студентами учреждений образования, предназначенные для участия в национальных и международных фестивалях.

5. В каких случаях Уполномоченные органы сторон могут проводить лабораторные исследования находящихся в обращении товаров (продукции) на подконтрольной территории?

Уполномоченные органы Сторон имеют право при обращении подконтрольных товаров производить на подконтрольной им территории отбор проб для проведения лабораторных исследований (испытаний) в следующих случаях:

§   по эпидемиологическим показаниям;

§   при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;

§   при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).

6. В каких случаях приостанавливается или прекращается действие документов подтверждающих безопасность продукции?

Действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), приостанавливается или прекращается в следующих случаях:

§   установление факта несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям, достоверно не связанного с нарушениями условий транспортирования, хранения и реализации подконтрольного товара;

§   принятие Сторонами изменения, показателей безопасности подконтрольных товаров, основанных на результатах развития современного уровня научных знаний;

§   поступление информации от уполномоченных органов Сторон, осуществляющих и (или) координирующих работы по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, от международных организаций или от государств, не являющихся участниками таможенного союза, о том, что подконтрольные товары, представляют опасность для жизни и здоровья человека.

7. В каких случаях Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров?

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:

§   нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;

§   повреждение упаковки;

§   прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

§   поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;

§   наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах и ввоза на таможенную территорию таможенного союза данного подконтрольного товара.

8. Где можно ознакомиться с документами Комиссии таможенного союза?

Документы таможенного союза размещаются на сайте таможенного союза http://www.eurasiancommission.org/

9. Куда следует обращаться по вопросам обязательного подтверждения соответствия в форме декларации о соответствии или сертификации соответствия?

Федеральное агентство по техническому регулирования и метрологии.

10. Какая разница между санитарными правилами и Едиными требованиями?

Санитарные правила – это обязательные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны, которые утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и действуют на территории Российской Федерации.

Единые требования – это обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, которая пересекает границу Таможенного союза и перемещается по территории этого союза (территории союза Белоруссии, Казахстана и России) и утверждаются Комиссией Таможенного союза, возглавляемая вице- премьерами этих трех стран.

Эти обязательные требования действуют на всей территории таможенного союза.

В связи с тем, что эти обязательные требования принимаются в качестве международного договора, статус их выше, чем нормативно-правовые акты государств-участников таможенного союза (законы, технические регламенты, постановления Правительств, указы Президентов и другие), требования санитарных правил не должны противоречить Единым требованиям.

В настоящее время требования ряда санитарных правил приводятся в соответствии с Едиными требованиями.

11. В настоящее время при подаче документов на оформление сертификатов соответствия или регистрации деклараций о соответствии требуется предоставление санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) или свидетельств о Государственной регистрации. Будет ли требоваться предоставление СЭЗ или свидетельств о Государственной Регистрации в дальнейшем при оформлении сертификатов соответствия или регистрации деклараций о соответствии?

Требование санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации в дальнейшем (после начала функционирования таможенного союза) при оформлении сертификатов соответствия или деклараций о соответствии не предусматривается.

При этом следует отметить, что обязанность по формированию нормативных правовых актов, определяющих процедуры обязательного подтверждения соответствия, относится к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Позиция Роспотребнадзора заключается в том, что отсутствует необходимость дублирования административных процедур.

12. До 1 июля 2010, согласно действующему законодательству РФ, на продукцию требующую оформления СЭЗ или свидетельства о Государственной Регистрации, в большинстве случаев также требуется оформление сертификата соответствия или регистрация декларации о соответствии. Будет ли требоваться в дальнейшем оформление сертификата соответствия или регистрация декларации о соответствии для продукции, подлежащей Государственной регистрации?

Ответ: Перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия определен Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов.

Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации определен Разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.

На некоторые виды продукции оформляется исключительно свидетельство о государственной регистрации, если товары перечисляются в обоих упомянутых перечнях на них оформляются и свидетельства о государственной регистрации, и сертификаты соответствия или декларации о соответствии.

13. Требуется ли при оформлении сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии предоставление документов, подтверждающих безопасность продукции, в частности СЭЗ, свидетельства о Государственной регистрации, документов изготовителя (поставщика), подтверждающих безопасность продукции?

Вопросы оформления сертификатов соответствия и декларации о соответствии относятся к компетенции Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии и Минпромторга России.

14. Какой информационной системой можно пользоваться с 1-го июля 2010 для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность, заверенных электронной цифровой подписи?

Определение информационной системы для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, заверенных электронной цифровой подписью определяется Комиссией таможенного союза, а также таможенными органами.

15. Что представляет собой выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации, каким образом она оформляется и заверяется?

Выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации представляет собой письменное подтверждение органом, выдавшим документ, подтверждающий безопасность продукции, факта его выдачи.

16. Какие лаборатории (какому ведомству подчиненные) будут проводить исследования продукции для целей оформления свидетельства о государственной регистрации?

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке оформления (Приложение к Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров)) лабораторные исследования подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), проводятся лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольных товаров в соответствии с Едиными санитарными требованиями.

17. Санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую оценку при подтверждении соответствия будут проводить декларанты или органы по сертификации. Как это будет соотноситься с Федеральным законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому такую оценку могут проводить только аккредитованные эксперты.

Санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую оценку будут проводить испытательные лаборатории уполномоченных органов, а также организации и эксперты, аккредитованные в установленном порядке.

18. Чем обоснована отмена СЭЗ?

Отсутствие в Соглашении Таможенного союза по санитарным мерам подтверждения безопасности продукции (товаров) в форме санитарно-эпидемиологического заключения.

19. Наличие каких документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие, необходимо:

§   для пропуска товаров через таможенную границу ТС

§   для таможенного оформления в пункте таможенного оформления

§   для обращения продукции на территории ТС

Свидетельство о государственной регистрации, в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза

20. Оформление каких документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие, необходимо для выпуска в обращение продукции, произведенной на территории ТС?

Свидетельство о государственной регистрации, в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза, декларация о соответствии

21. Для чего необходимо проставлять на границе штамп «ввоз разрешен» и «ввоз запрещен»?

Наличие штампа «ввоз разрешен» свидетельствует о том, что сотрудником санитарно-карантинного пункта проведены все мероприятия, подтверждающие, что продукция безопасна и может быть допущена к обороту на территории Таможенного союза.

22. Входят ли в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, лаки, краски, продукция нефтехимической промышленности.

При определении необходимости государственной регистрации, следует руководствоваться следующим. В Разделе II Единого перечня перечисляются 7  групп товаров, которые подлежат государственной регистрации. При этом установлено, что государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары в соответствии с этими 7 группами товаров и включенные в исчерпывающие позиции ТН ВЭД таможенного союза.

Коды и описание позиций ТН ВЭД приведены в таблице раздела II. Таким образом, продукция, подлежащая государственной регистрации должна одновременно относиться к одной из перечисленных групп товаров и одной из позиций ТН ВЭД, указанных в Разделе II.

23. Будут ли выдаваться санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности и на проектную документацию? Можно ли их получить в Роспотребнадзоре и в территориальных органах?

Санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности выдаются территориальными органами Роспотребнадзора, на проектную документацию Роспотребнадзором и его территориальными органами.

24. Что такое впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары?

Впервые изготавливаемые на территории таможенного союза и впервые ввозимые на территорию таможенного союза подконтрольные товары – термин, используемый в отношении такой продукции, входящей в раздел II Единого перечня товаров, которая не проходила государственную регистрацию на территории таможенного союза и включенная в группы продукции и таблицу с указанием кодов ТН ВЭД, которые приведены в указанном разделе Единого перечня.

Этот термин аналогичен использовавшемуся ранее термину российского законодательства (статья 13 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), в соответствии с этой статьей производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) допускалось только при наличии документа, подтверждающего безопасность. На территории таможенного союза функцию такого документа выполняет свидетельство о государственной регистрации.

25. Что подлежит санитарно-карантинному контролю в пунктах пропуска через государственную границу?

В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, подвергают санитарно-карантинному контролю транспортные средства, а также лиц по прибытии (убытии) на таможенную территорию (с территории) таможенного союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, перечисленных в пункте 7 указанного положения.

В обязанности сотрудников СКП входит также контроль за ввозом подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию таможенного союза, который осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).

26. Пунктом 2 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) установлено, что государственная регистрация проводится за счет заявителя. Что означает это положение?

При проведении государственной регистрации взимается государственная регистрация в размерах и порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

Оплата лабораторных исследований производится отдельно.

27. Согласно пункту 5 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля). Что является основанием для отбора образцов?

Основанием для отбора образцов является обращение изготовителя (поставщика) продукции в лабораторию уполномоченного органа.

Время отбора образцов определяется методикой проведения исследований (испытаний).

Факт отбора образцов не является основанием для отсчета времени регистрации.

28. Означают ли положения пункта 13 Положения о Единой форме документа, что при подаче заявления о государственной регистрации продукции (на которые ранее оформлены другие документы, подтверждающие безопасность продукции: санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации) не будет необходимости проводить лабораторные исследования по показателям, совпадающим с Едиными санитарными требованиями?

Да, необходимость исследований по показателям, совпадающим с Едиными санитарными требованиями, отсутствует. Достаточно предоставить протоколы исследований, подтверждающих соответствие требованиям, эквивалентным Единым санитарным требованиям и получить подтверждение организации, осуществляющей экспертизу, о соответствии такой продукции Единым санитарным требованиям.